Вопросы и ответы

 
Каким образом происходит признание жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирные дома аварийными?

На сегодня существует «Положение о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденное Постановлением РФ от 28.01.2006 № 47. В соответствии с этим Положением в муниципальных образованиях созданы межведомственные комиссии (МВК), которые и занимаются этими вопросами. Нанимателю либо собственнику жилого помещения рекомендуется обратиться с заявлением в МВК, в состав которой входят представители органа местного самоуправления, представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К участию в работе комиссии привлекается собственник жилищного фонда и, иногда, представители проектно-изыскательских организаций, производивших обследование этого жилого дома. Комиссия, на основании заявления, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и принимает решение в виде заключения. И только уже на основании этого заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Стоить отметить, что межведомственная комиссия создается по мере необходимости на определенный срок. Поэтому, заявление недовольный собственник должен направлять на имя главы муниципалитета.

При несогласии с принятым решением МВК гражданин может обратиться в суд или Госжилинспекцию ЯНАО, функцией, которой является осуществление государственного контроля за соблюдением порядка и правил признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые.

Плесень на стене. Что делать?

Для того, чтобы зафиксировать этот факт, нужно составить акт. Он подписывается собственником (или нанимателем) помещения и представителем управляющей организации. Если управляющая организация уклоняется от участия в составлении акта, то порядок действий следующий:

1. Управляющей организации направляется письмо (заказное с уведомлением, или нарочным под роспись) с просьбой направить уполномоченного представителя (с доверенностью) для составления акта, с указанием адреса, даты и времени;
2. Если представитель управляющей организации не явился, то акт составляется самостоятельно, в присутствии 2-х свидетелей (соседей).

Этот акт в дальнейшем используется для требования от управляющей организации ремонта (в случае, если имеется её вина и ответственность), что достигается либо путем переписки с ней, либо, если этот вариант не приносит результата, через суд.

Уровень влажности (а также шума и т.п.) помещений в г. Салехарде измеряет ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО»,телефон 8(34922)3-07-03. Стоимость определения параметров микроклимата, температуры, влажности и скорости движения воздуха составит около 300 рублей.

В случае, если права гражданина нарушены юридическим лицом, вы можете составить исковое заявление с участием специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека ЯНАО –бесплатно. Телефон горячей линии 8(34922)4-13-23.

Что делать, если жилое помещение, предоставленное по договору социального найма, оказалось в неудовлетворительном состоянии?

Ни в коем случае не бездействовать. По закону, наймодатель жилого помещения, независимо от условий договора, обязан отвечать за надлежащее состояние и содержание жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, а так же за проведение капитального ремонта.

Поэтому, вы вправе обратиться к наймодателю жилого помещения:

- с требованием перерасчета за оказание коммунальных услуг и уменьшения оплаты за пользование жилым помещением и общим имуществом в жилом доме,
- либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения или общего имущества,
либо возмещения убытков, причиненных неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта жилого помещения.

Если ваши обращения останутся без внимания, смело идите в суд.

Каков алгоритм действий для того, чтобы сделать перепланировку?

Сразу предупреждаем, вопрос этот не простой. Но если подойти к нему грамотно, у вас всё получится. Итак, вне зависимости от того, задумано ли скромное переустройство или масштабное преобразование интерьера, по закону собственник жилья обязан в установленном порядке получить разрешение на перепланировку и оформить ее соответствующим образом. Алгоритм действий при этом зависит, прежде всего, от того, совершилась ли уже «революция пространства» или она только планируется. В первом случае процедура будет носить название согласование, во втором юристы говорят об узаконении. Перед тем, как подвергнуть перепланировке внутреннее пространство своего жилища, необходимо посоветоваться со специалистом-архитектором. Ведь претворение в жизнь некоторых дизайнерских фантазий может противоречить строительным нормам, а это значит, что узаконить сделанные изменения будет очень сложно либо вообще невозможно.
Жилищный кодекс обязывает получить необходимое разрешение заранее, да и для самого собственника этот путь позволит избежать многих трудностей. Самая стандартная схема последовательности действий по оформлению перепланировки выглядит следующим образом:

1. Получение списка необходимых документов в МВК при муниципалитете (по месту нахождения помещения, подлежащего перепланировке) и уточнение вопроса о необходимости проекта и/или технического заключения для перепланировки и/или переустройства;
2. Сбор необходимых документов;
3. Заказ проекта перепланировки в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности;
4. Подача заявления о согласовании перепланировки и/или переустройства в МВК при муницпалитете по месту нахождения объекта (служба заказчика);
5. Получение согласования (несогласования) перепланировки и/или переустройства;
6. Уведомление ТСЖ, управляющую организацию о начале производимых работ для осуществления их контроля за ходомработ;
7. Уведомление МВК муниципального образования о завершении работ и получение акта выполненной перепланировки;
8. Предоставление акта выполненной перепланировки в БТИ для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

В базовый перечень входят следующие документы:

1. Заявление о переустройстве и/или перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2. Проект и/или техническое заключение для перепланировки и/или переустройства;
3. Заверенная копия лицензии проектной организации, выполнившей проект перепланировки и/или переустройства квартиры;
4. Документы, подтверждающие право собственности на помещение, или их нотариальные копии;
5. Акты на скрытые работы (при их наличии);
6. Технический паспорт переустраиваемого и/или перепланируемого жилого помещения;
7. Схематичный план помещения с изменениями в соответствии с проектируемой перепланировкой (в случае необходимости);
8. Акт соглашения сторон с соседями (в случае необходимости);
9. Согласие всех членов семьи нанимателя в письменной форме (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление данных документов наниматель переустраиваемого и/или перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
10. Заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и/или перепланировки жилого помещения, если оно само или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры;
11. Нотариальная доверенность для совершения действий по перепланировке, если данные действия осуществляет не собственник;
12. В ряде случаев требуется договор с проектной организацией, производившей перепланировку.

Данный список документов определен Жилищным кодексом РФ (ст. 25). В нем также сказано, что уполномоченный орган не вправе требовать какие-либо документы сверх указанного перечня. Однако на практике в администрациях некоторых районов нашего округа могут попросить дополнительно предоставить заключения эксплуатирующей организации и отдела государственного пожарного надзора, и это требование придется исполнить.

Тем, кто планирует сначала «ломать», а потом узаконивать, стоит учесть, что подобное игнорирование «формальностей» может обернуться против них. Для собственников, допустивших самовольную перепланировку, предусмотрены штрафные санкции. Если же окажется, что сделанные изменения противоречат существующим законодательным и нормативным актам, администрации муниципальных образований или суд принимают решение о необходимости восстановления возврате помещения в первоначальное состояние. Если же произведенная перепланировка не нарушает права и законные интересы других граждан, не создает угрозы для их жизни и здоровья, ее можно будет узаконить «по факту».

Обязательно стоит помнить, что после согласования будущей перепланировки или переустройства внести изменения в проект уже невозможно, и все работы необходимо проводить в строгом соответствии с проектом, чтобы избежать проблем при их сдаче муниципальной комиссии.

В любом случае все действия следует совершать последовательно, как это предусмотрено законодательством, поскольку согласовывать самовольную перепланировку гораздо сложнее, чем предстоящую. Неверные действия могут привести к тому, что процесс перерастет в судебную тяжбу. В заключение стоит сказать, что на практике сроки согласования могут быть существенно увеличены. Это во многом зависит от организации работы и возможностей специалистов уполномоченных органов. Поэтому, если планируются какие-либо действия по отчуждению измененного помещения, собственнику следует озаботиться вопросом узаконения как можно раньше.

Каким образом жилое помещение переводится в нежилое?

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение и наоборот, необходимо подать в администарцию муниципального образования следующий пакет документов:

- заявление о переводе помещения,
- правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии),
- поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение,
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства или перепланировки переводимого помещения.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений.
Помните, какие-либо другие документы, кроме указанных выше, с вас требовать не имеют права.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято чиновниками не позднее, чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов.
При несогласии с принятым решением гражданин может обратиться в суд или Госжилинспекцию ЯНАО, в функцией которой является осуществление государственного контроля за соблюдением порядка и правил признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые.